- Что является существенным недостатком автомобиля
- Неустранимый недостаток
- Недостаток автомобиля, который не может быть устранен без несоразмерных ресурсозатрат
- Несоразмерные временные затраты
- Недостаток, проявляющийся неоднократно
- Недостаток, который проявляется вновь после его устранения
- Как защитить свои права, если в процессе эксплуатации выявились неисправности
- С какими требованиями обращаться в суд
- FAQ по теме статьи
- Подводя итог
Наличие существенного недостатка автомобиля – повод для возврата денег за него. В период действия гарантии с таким требованием можно обратиться к дилеру или автосалону. Если она уже закончилась – к производителю.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), покупатель вправе потребовать и замену неисправной машины на новую такой же или другой марки. Только он решает, что для него лучше – возврат или обмен.
Если в машине обнаружена поломка, которая считается существенным недостатком, собственнику нужно сначала направить продавцу претензию, чтобы в дальнейшем можно было взыскать с него крупный штраф через суд. При отказе в удовлетворении претензии придется готовиться к судебным разбирательствам.
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕCКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
и анализ вашей ситуации
Что является существенным недостатком автомобиля
Стертые тормозные колодки, забитый воздушный фильтр, неработающий рычаг переключения поворотников – это не существенные недостатки (далее – СН). Такие неисправности можно устранить в короткий срок и за небольшую стоимость. Понятие СН раскрыто в Постановлении Пленума ВС РФ от 28.06.2012 №17.
Что считается существенным недостатком:
- Неисправность, которую вообще никак нельзя устранить.
- Поломка, которую не получится отремонтировать без несоразмерных расходов или временных затрат.
- Различные недостатки, выявленные более одного раза.
- Один и тот же дефект, появляющийся систематически.
Также существенным является недостаток, из-за которого нельзя или затруднительно пользоваться транспортным средством.
Покупатель вправе вернуть неисправную машину в первые 15 дней после покупки, даже если обнаружена небольшая неисправность, не указанная в договоре. По истечении 15 дней возврат возможен только при наличии СН.
Если дефект не считается существенным, можно попробовать оформить возврат по другим причинам. Например, при нарушении сроков выполнения гарантийного ремонта (45 дней). Кроме того, покупатель вправе потребовать возврат или обмен, если в течение одного гарантийного года автомобиль простоял в ремонте более 30 дней. Это необходимо подтвердить заказ-нарядами и другими документами.
Неустранимый недостаток
Неустранимой считается неисправность, которую нельзя исправить привычным способом – ремонтом или заменой детали. Расторгнуть договор купли-продажи (далее – ДКП) по такому основанию можно, если покупателя перед его подписанием не предупредили о дефектах, и у него самого не было возможности все проверить.

Не следует путать существенные и неустранимые недостатки. В первом случае поломку можно исправить, но не без несоразмерных вложений, во втором она вообще неустранима никакими стандартными способами (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ № 9-КГ20-11-К1).
Недостаток автомобиля, который не может быть устранен без несоразмерных ресурсозатрат
Здесь подразумевается поломка, для устранения которой дилеру придется израсходовать денежные средства в сумме, примерно равной стоимости нового автомобиля. Например, если машина куплена за 2 млн. руб., и ремонт будет стоить столько же, это основание для возврата. Стоимость восстановительного ремонта рассчитывает дилер, но собственник при несогласии с ней может заказать независимую экспертизу.
Судебная практика:
ФИО1 подал в суд исковое заявление о расторжении ДКП автомобиля, взыскании его стоимости, компенсации морального вреда, неустойки и штрафа. Ответчик – автосалон.
В обоснование требований истец указал, что купил у ответчика машину за 1 870 000 руб. При продаже ей гарантировали, что автомобиль технически исправен, дефектов нет. Продавец дал гарантию – два года.
В течение гарантийного срока авто неоднократно ломалось: не работал отопитель, ощущалась вибрация в рулевом колесе, была течь масла в ДВС, люфт в рулевой колонке, не работал ГУР, горел АБД/АБС, при езде по неровной дороге дребезжала подвеска, выл насос ГУРа, скрипела обивка передних дверей. Неисправности устраняли другие организации.
На момент подачи иска у машины были практически те же проблемы. Перед обращением в суд ФИО1 подавал автосалону претензию о возврате денег, но ему отказали.
Что установил суд:
- Судебная автотехническая экспертиза подтвердила наличие недостатков: неисправность ГУРа, течь масла в ДВС по вине производителя, скрип обшивок дверей. Представитель истца указал, что все это влияет на безопасность.
- Ответчик просил отказать в удовлетворении иска, аргументировав это тем, что ФИО1 не обращался к нему за ремонтом в течение гарантийного срока, и на момент подачи иска он истек. Получив претензию, ему предложили прийти на переговоры, но она не пришла в назначенный день.
- Машина передана истцу 05.08.2014 года, гарантия действует до 05.08.2016 включительно. ФИО1 подал иск 06.08.2016 года. Но истечение гарантийного срока не означает пропуск срока исковой давности.
- Ответчик в ответ на претензию истца от 08.06.2016 отказал в возврате денежных средств, аргументировав это тем, что машина полностью исправна.
- Истец представил доказательства, подтверждающие, что в период гарантии он неоднократно обращался за ремонтом в сторонние сервисы. Наличие дефектов подтверждается документами от них.
- Все неисправности, выявленные судебной экспертизой, носят производственный характер. Признаков нарушения правил эксплуатации машины не обнаружено. Все недостатки возникали ранее и отрицательно влияют на качества автомобиля, но являются устранимыми.
- Стоимость устранения неполадок – 225 312.41 руб., трудоемкость – 19.9 нормо-часов.
- Эксперт не исключил, что неисправность рулевого механизма является следствием производственного брака, и это могло вызвать поломку насосов. Поэтому неисправности насосов нельзя классифицировать как недостаток, проявляющийся неоднократно. Также он установил, что течь масла из двигателя происходит через уплотнение промежуточной секции. Чтобы ее устранить, нужно поменять уплотнитель.
Суд пришел к выводу, что все дефекты можно устранить без несоразмерных вложений, к тому же нет оснований для расторжения иска по причине систематического появления поломок. В удовлетворении иска отказано (Решение № 2-1/2017 2-1/2017(2-407/2016;)~М-471/2016 2-407/2016 М-471/2016 от 24 марта 2017 г. по делу № 2-1/2017).

Несоразмерные временные затраты
Под недостатком, который нельзя устранить без несоразмерных временных затрат, подразумевается дефект, на ремонт которого может уйти больше времени, предусмотренного соглашением сторон. Если соглашения нет – более 45 дней.
Здесь подразумевается неисправность, которую нельзя устранить за период времени, превышающий срок ремонта, установленный соглашением сторон или законом – 45 календарных дней. Если такой срок не предусмотрен соглашением – в минимальный срок, который необходим для ремонта.
Например, если на устранение самой неисправности может уйти три часа, но детали для этого нужно делать под заказ и ждать два месяца, это считается недостатком с несоразмерными временными затратами.
Недостаток, проявляющийся неоднократно
Основанием для возврата автомобиля могут стать поломки, которые появляются более одного раза, из-за чего нельзя пользоваться им по назначению.
Судебная практика:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском о расторжении ДКП, взыскании стоимости машины, расходов по оплате юридических услуг, компенсации морального вреда, штрафа. Ответчик – ООО «Альянс Ко».
Свои требования он мотивировал тем, что купил у ответчика автомобиль за 1 070 800 руб. После прохождения первого ТО ему пришлось постоянно ремонтировать ходовую часть, он неоднократно обращался в автосервисы за гарантийным ремонтом. Некоторые неисправности пришлось устранять за свой счет у официального дилера.
Ответчик против удовлетворения иска возражал, указав, что ФИО1 неоднократно пользовался своим правом на гарантийный ремонт, и в настоящее время машина находится в исправном состоянии.
Что выяснил суд:
- Истец направлял ответчику претензию о расторжении ДКП, но получил отказ.
- Через месяц эксплуатации машины появились посторонние стуки в передней части автомобиля. Через некоторое время салон заменил все 4 шкворня, но заклинили втулки левой цапфы. Ремонтом занимался официальный дилер. Все подтверждается документами. Истец неоднократно обращался с одними и теми же проблемами.
- Приобретенный авто имеет существенные недостатки, которые выявлялись неоднократно. Это делает его несоответствующим обязательным требованиям. Продавец перед продажей не предупредил покупателя о дефектах.
Суд удовлетворил исковые требования. ДКП расторгнут, с ответчика взыскана стоимость машины – 1 070 800 руб., компенсация морального вреда – 6 000 руб., расходы на юриста – 10 000 руб., штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя – 150 000 руб. (Решение № 2-1292/2021 2-1292/2021~М-161/2021 М-161/2021 от 18 июня 2021 г. по делу № 2-1292/2021).
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕCКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
и анализ вашей ситуации
Недостаток, который проявляется вновь после его устранения
Согласно пп. «д» п. 13 Постановления Пленума ВС РФ №17, таким считается недостаток, который систематически появляется каждый раз после ремонта. В отличие от разных поломок, проявляющихся неоднократно, здесь имеется в виду один и тот же дефект.
Например, если покупатель в марте 2024 года обратился к дилеру для ремонта двигателя, забрал машину, и потом снова с ДВС пошло что-то не так, это является основанием для возврата. Но при условии, что двигатель постоянно ломается по одной и той же причине, и есть вина производителя.
Как защитить свои права, если в процессе эксплуатации выявились неисправности
В первую очередь необходимо обратиться к продавцу. Он должен отправить автомобиль для проверки качества. Если выяснится, что недостаток существенный, он сам предложит возврат или обмен. Но такое бывает редко.
Наиболее вероятный сценарий – предложение о гарантийном ремонте после проверки качества. Это дилеру выгоднее, мало кто хочет возвращать деньги. В этом случае лучше сразу подать претензию на возврат денежных средств, аргументировав требования наличием СН. На рассмотрение претензии продавцу отводится 10 дней (ст. 22 ЗоЗПП).
Что делать, если дилер откажет в возврате денег:
- Заказать независимую экспертизу. Она нужна, чтобы убедиться в наличии существенного недостатка и аргументировать свои требования в суде.
- Подготовить документы и составить исковое заявление в нескольких экземплярах. Копии всех документов направляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Обратиться в районный или городской суд. Истец сам выбирает, куда именно – по своему месту жительства или адресу ответчика.
- Участвовать в судебных разбирательствах. Крайне важно грамотно объяснять свою позицию и подкреплять каждый довод документами. Голословные утверждения суд не примет.
Суд может удовлетворить исковые требования полностью или частично, или отказать в удовлетворении. В последнем случае решение можно оспорить в апелляционном порядке в течение одного месяца после принятия.
Если результаты разбирательств истца устраивают, остается только дождаться, когда решение вступит в силу, затем забрать исполнительный лист. Авто нужно вернуть ответчику в срок, указанный в решении. Взамен он должен перечислить истцу все присужденные суммы.
С какими требованиями обращаться в суд
Собственник авто вправе потребовать возврат денег за неисправную машину или обмен на новую без недостатков. При возврате он может запросить возмещение разницы между покупной ценой автомобиля и реальной стоимостью нового (п. 4 ст. 24 ЗоЗПП).
Что еще можно взыскать через суд:
- Неустойку в размере 1% цены автомобиля за каждый день просрочки удовлетворения требований потребителя.
- Штраф в размере 50% за отказ от добровольного удовлетворения требований покупателя после рассмотрения претензии.
- Компенсацию морального вреда.
- Возмещение судебных расходов: на почтовые отправления, юридические услуги, экспертизу.
Если машина приобреталась с использованием автокредита, можно взыскать проценты, уплаченные по нему.
Стоит учитывать, что неустойка должна быть соразмерной. Обычно суды удовлетворяют требования о взыскании неустойки, не превышающей стоимость авто. Но все зависит от конкретной ситуации.
FAQ по теме статьи
Подводя итог
Перед подачей претензии продавцу необходимо убедиться, что недостатки подходят под критерий существенных. Для этого нужно собрать все документы, подтверждающие, что машина систематически ломается, и на сервисе каждый раз выявляют одни и те же проблемы. Но могут быть и другие основания для возврата.
Что еще важно знать:
- Дилеру всегда выгоднее сделать гарантийный ремонт, чем вернуть деньги. Сотрудники будут уговаривать на него или убеждать, что у собственника нет права на возврат.
- Для возврата автомобиля перед обращением в суд желательно отправить претензию продавцу и дождаться, когда закончится срок ее рассмотрения. В дальнейшем это позволит взыскать с него крупный штраф, если он никак не отреагирует на нее или откажет.
- Недостаток считается существенным, если из-за него нельзя или небезопасно пользоваться авто. Суд будет это учитывать.
- Если продавец не предупредил покупателя об имеющихся дефектах и не указал их в договоре, шансы расторгнуть его выше. Им наоборот: подписав договор с перечисленными недостатками, покупатель согласился с ними, и вернуть деньги не получится.
- Храните все документы, полученные от дилера, автосалона или производителя. Они могут понадобиться для судебных разбирательств.
Расторгнуть договор через суд очень сложно, лучше это доверить юристу по возврату автомобилей. Грамотная юридическая помощь – залог успеха как при досудебном урегулировании спора, так и во время судебных разбирательств.
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕCКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
и анализ вашей ситуации